Гражданство (ТБУ-А2)

Тест, в отличии от классического теста на А2, проводится в 1 день, он направлен на ситуации общения, с которыми может столкнуться мигрант во время жизни в России.

Цель экзамена — измерить коммуникативную способность кандидата и ус­тановить степень соответствия его речевого поведения требованиям уровня А2 общеевропейской шкалы. Содержание и структура теста отражают состав общей коммуникативной способности.

В тест входит пять субтестов.

Четыре субтеста измеряют основные аспекты общей коммуникативной спо­собности — коммуникативные умения в области чтения, письма, аудирования и говорения.

Субтест «Лексика. Грамматика» измеряет степень сформированности язы­ковых навыков.

В случае успешного тестирования кандидату выдаётся государственный сертификат установленного образца.

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБТЕСТОВ
Субтест 1. ЧТЕНИЕ (групповой экзамен)
Продолжительность— 45 минут.
Состав субтеста: 7 текстов и 15 заданий к ним.
Тип заданий — выбор одного из четырёх вариантов ответа.

Экзаменационные печатные материалы включают: инструкцию, описание ситуаций, тексты для чтения, тестовые задания и контрольный лист.
Цель субтеста — измерить коммуникативную компетенцию в области чте­ния и определить степень её соответствия установленному уровню.
В процессе тестирования проверяется адекватность речевого поведения кандидата при решении определённых коммуникативных задач:
а) умение найти и понять запрашиваемую информацию в предъявленном
тексте — поисковое чтение;
б) умение понять основную информацию в предъявленном тексте — ознакомительное чтение;
в) умение полно, точно и глубоко понять как основную, так и дополнительную информацию в предъявленном тексте — изучающее чтение.

 Жанр текстов — официальные документы или их официальное представ­ление в прессе, тексты общественно-публицистического характера, справоч­ники, путеводители, информационные статьи, проспекты курсов, объявления об услугах, реклама, анонс, справка, прогноз погоды.

Максимальное количество баллов — 100.
Количество незнакомых слов — 3—5 %.

Субтест 2. ПИСЬМО (групповой экзамен)

Продолжительность— 45 минут.
Цель субтеста — измерить коммуникативную компетенцию в области письма и определить степень её соответствия установленным требованиям.
Состав субтеста — 3 задания, каждое из которых содержит одну ситуа­цию.
В процессе тестирования проверяется адекватность речевого поведения тестируемого при решении определённых коммуникативных задач:

а) умение заполнить бланк/анкету по ситуации — официальное общение;
б) умение написать заявление по предложенной программе и ситуации —
официальное общение;
в) умение написать поздравительную открытку по предложенной програм-
ме и ситуации — неофициальное общение.

Экзаменационные материалы включают: инструкцию, описание ситуаций и бланки для выполнения теста.

Тип задания — свободно конструируемый ответ по заданной программе и ситуации.

Субтест 3. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА (групповой экзамен)

Продолжительность экзамена — 45 минут. 

Состав субтеста — 85 заданий.
Экзаменационные материалы включают: инструкцию, описание задания и бланки для выполнения теста.

Тип заданий — выбор одного из четырёх вариантов ответа. 
Цель субтеста — измерить лингвистическую компетенцию кандидата и оп­ределить степень её соответствия установленным требованиям. В процессе тестирования проверяется:
а) умение различать значение лексических единиц и использовать их в заданном контексте;
б) умение правильно употреблять предложно-падежные формы имён в контексте высказывания;
в) умение правильно использовать глагольные формы с учётом контекста и
ситуации, в том числе: инфинитивные конструкции, видо-временные формы,
приставочные и бесприставочные глаголы движения;
г) умение использовать структуры простого и сложного предложения в определённых контекстах.

 

Субтест 4. АУДИРОВАНИЕ (групповой экзамен)
Продолжительность экзамена — до 30 минут. 

Состав субтеста — 12 аудиотекстов и 15 заданий к ним. 

Тип заданий — выбор одного из четырёх вариантов ответа.

Количество незнакомых слов — до 3 %. 

Темп звучания — 220—230 слогов в минуту.

Экзаменационные материалы включают звучащую часть (аудиозапись) и печатные материалы. В аудиозаписи звучат: инструкция, описание ситуаций, прослушиваемые тексты.
В печатном виде предъявляются: инструкция, описание ситуаций, тесто­вые задания и контрольный лист.
Цель субтеста — измерить коммуникативную компетенцию в области аудирования и определить степень её соответствия установленным требова­ниям.
В процессе тестирования проверяется адекватность речевого поведения тестируемого при решении определённых коммуникативных задач:
а) выборочное понимание информации: анонсы радио- и телепередач, телефонная информация, реклама, прогноз погоды — однократное предъявление информации;
б) понимание основной информации: объявления, политические и др. новости — экономика, финансы, горячие точки, экология — по радио и телевидению — двукратное предъявление информации;
в) полное понимание информации: инструкции, указания, информация
ГИБДД и др. государственных служб — однократное предъявление информации.

 

Субтест 5. УСТНАЯ РЕЧЬ (индивидуальный экзамен)
Общая характеристика
Продолжительность экзамена — 35 минут: 15 мин. — подготовка к отве­ту, 20 мин. — ответ.
Общее количество тестовых заданий — 5. 
Цель субтеста — измерить коммуникативную компетенцию в области уст­ного общения и определить степень её соответствия установленным требова­ниям.
Состав субтеста — 2 части.

Часть 1 содержит 4 практические задачи (четыре задания). При выполне­нии заданий кандидат поочерёдно с экзаменатором выступает в роли инициа­тора или участника диалога.
Часть 2 — беседа с экзаменатором по ситуации и предложенной программе.
Экзаменационные печатные материалы включают: инструкцию, описание ситуаций с формулировкой коммуникативной задачи, иллюстративный мате­риал ко второй части субтеста и программу речевого поведения для беседы.

Характеристика частей субтеста
ЧАСТЬ 1
В процессе тестирования проверяется адекватность речевого поведения кандидата при решении определённых коммуникативных задач, а именно: спо­собность получать/предоставлять запрашиваемую информацию в соответствии с ситуацией и коммуникативной задачей.
Экзаменационный печатный материал для данной части включает: описа­ние 4 ситуаций с формулировкой коммуникативной задачи.
Тип задания — свободно конструируемый ответ.
Число заданий — 4.

ЧАСТЬ 2
Вторая часть субтеста включает беседу по ситуации и предложенной про­грамме.
Экзаменационный печатный материал для данной части субтеста включа­ет: описание ситуации с формулировкой коммуникативной задачи и програм­му речевого поведения.
Тип задания — свободно конструируемый ответ.